|
|||
Особенности реабилитации позднооглохших пациентов после кохлеарной имплантации
11.12.2019
Особенности реабилитации позднооглохших пациентов после кохлеарной имплантацииПозднооглохшие пациенты являются высокоперспективными кандидатами для проведения кохлеарной имплантации (КИ) [1] Чаще всего позднооглохшие пациенты через 2 - 3 недели после подключения речевого процессора достаточно успешно проходят реабилитацию и начинают понимать обращённую речь. Как правило, у этих пациентов на момент потери слуха, уже сформирована связная речь и языковая система родного языка. Однако, некоторые из позднооглохших пациентов все-таки требуют более длительной слухоречевой реабилитации. К этой группе относятся пациенты, которые перенесли нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит, др.). Это обусловлено тем, что при этих заболеваниях повреждаются не только рецепторы улитки, но и слуховой нерв и центральные отделы слухового анализатора. У позднооглохших пациентов выделяют два этапа восстановления/развития восприятия речи с КИ [2]
В период основного этапа достигаются оптимальные параметры настройки процессора КИ. Это позволяет пациенту накопить новые слуховые образы, которые передаются с помощью КИ, и совместить их с теми, которые были получены им до потери слуха. Важным периодом основного этапа являются первые две недели после подключения речевого процессора. Позднооглохшие пациенты привыкли слышать естественным способом, поэтому в первые дни они испытывают особенные трудности. Описывая свои ощущения, пациенты говорят о том, что звук, который они слышат, кажется им «механическим», «металлическим». Им мешает постоянное присутствие шума, которое не даёт сосредоточиться на четком восприятии речи собеседника. Некоторые слышат музыку, которая «заглушает» или мешает воспринимать речь. Многие позднооглохшие пациенты говорят, что сигнал доходит с опозданием, некоторые жалуются на головокружение, головную боль, быструю утомляемость. Часто речь воспринимается тихой, но при увеличении стимуляции возникает дискомфорт. Через 3-4 месяца это, как правило, проходит. Стоит отметить, что пациенты, которые теряли слух постепенно, пользовались слуховыми аппаратами и занимались развитием слухового восприятия (самостоятельно или со специалистами), приходят на процесс реабилитации более подготовленными, чем пациенты, которые не использовали слуховые аппараты. Несмотря на то, что все пациенты (а при необходимости и их близкие) получают консультацию (перед операцией), и их информируют об особенностях восприятия звуков с КИ после подключения, позднооглохшие пациенты достаточно часто имеют завышенные ожидания результатов КИ. Пациенты надеются, что КИ позволит вернуть им естественный слух. Поэтому полученный результат в первые дни после подключения, чаще всего не соответствует их ожиданиям. Позднооглохшие пациенты интегрированы в среду слышащих и имеют высокую мотивацию к использованию слуха для общения. Но, несмотря на это, многим из них трудно привыкнуть к новым условиям восприятия устной речи. Пациенты, резко потерявшие слух, не умеют «прислушиваться» и анализировать отдельные характеристики речевых и неречевых звуков, у них не сформирован навык чтения с губ, так как до момента потери слуха в нём не было необходимости. В некоторых случаях они не готовы «опять учиться». Пациенты после менингоэнцефалита (и других нейроинфекций) часто испытывают дополнительные затруднения в ходе реабилитации. Им порой сложно воспринимать слитную речь, произносимую в быстром или нормальном темпе, а также речь в шуме и шёпотную речь. В некоторых случаях даже различение отдельных слов с разной слоговой структурой и различение фонем, сильно отличающихся акустически, требует длительной, кропотливой работы. В связи с этим, помимо проблем со слуховым восприятием, часто возникают психологические проблемы. За период с 2013 по 2017 годы было проимплантировано 56 взрослых пациентов различными видами систем кохлеарных имплантов («Cochlear», «Adv.Bionics», «Neurolec») Всем пациентам проводилась тональная пороговая аудиометрия в свободном звуковом поле после настроек речевого процессора системы кохлеарной имплантации, а также проводилась речевая аудиометрия в свободном звуковом поле с использованием многосложного речевого материала в тишине для оценки слуховой реабилитации после кохлеарной имплантации.. 11 пациентов (19,6%) к концу реабилитации имели проблемы с разборчивостью речи. В программу реабилитации, данной категории пациентов, были включены курсы слуховых тренировок. Использовалось программное обеспечение, представляющее собой модификацию системы «Учись слушать» с возможностью проводить слуховые тренировки в условиях разного акустического фона (Королева и соавт. 2013). Для оценки эффективности слуховой тренировки у пациентов рассчитывался прирост правильных ответов в заданиях тренировки. После курса слуховой тренировки отмечалось повышение разборчивости речи в шуме и улучшение коммуникативных способностей у всех пациентов, а также улучшение и речевой функции в целом. Заключение: Кохлеарная имплантация – целый комплекс мероприятий, направленных на восстановление слухового восприятия. Одним из самых важных этапов является слухоречевая реабилитация. Это трудный и длительный этап, но, в большинстве случаев, процесс слухоречевой реабилитации позднооглохших пациентов, проходит успешно и сравнительно быстро. Важно постараться сформировать мотивацию, для того, чтобы пациент быстрее и легче адаптировался к «новой» жизни. Доказано, что кохлеарная имплантация позволяет восстановить и улучшить восприятие звуков, речи, а также создает у пациента ощущение безопасности и уверенности в себе. |
|||